Вернуться назад

постановление
Губернатора Приморского края
от 25 августа 2006 г. № 121-пг

ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ
НА МАЛОМЕРНЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Приморского края, регламентирующими пользование водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах.

1.2. Правила устанавливают единый порядок использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок в пределах административных границ Приморского края и являются обязательными для граждан и юридических лиц.

1.3. Под маломерными плавательными средствами в настоящих Правилах понимаются принадлежащие физическим и юридическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, другие суда и плавательные средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемых в целях мореплавания;

1.4. Водные объекты могут использоваться для плавания на маломерных судах гражданами для собственных нужд и для предпринимательской деятельности. Использование водных объектов юридическими лицами и гражданами для предпринимательской деятельности разрешается только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено законодательством.

1.5. Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в порядке, установленном законодательством, о чем население должно оповещаться органом, установившим запрет или ограничение, через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иным способом.

1.6. Руководители организаций, имеющие маломерные суда, перечисленные в п. 1.8 настоящих Правил, и базы (сооружения) для их стоянок, назначают должностных лиц, ответственных за безопасность эксплуатации этих судов и баз (сооружений), общественный порядок и охрану окружающей среды.
Граждане, имеющие в собственности маломерные суда, лично либо через назначенного капитана судна, отвечают за безопасность эксплуатации этих судов, общественный порядок и охрану окружающей среды.

1.7. Проведение на водоемах соревнований (регат), водных праздников, экскурсий и других массовых мероприятий с использованием маломерных судов разрешается в местах, определенных органом местного самоуправления по согласованию Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - ГИМС) и территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - территориальное управление Роспотребнадзора по Приморскому краю).

1.8. Контроль за выполнением требований настоящих Правил владельцами и судоводителями маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок, а также надзор за их правильным пользованием на водных объектах осуществляет ГИМС.

2. Порядок эксплуатации маломерных судов

2.1. Эксплуатация на водных объектах маломерных судов разрешается после их регистрации в судовой книге (реестре), нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования, в исправном техническом состоянии, с соблюдением установленных для них условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району (разряду бассейна) плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

2.2. Регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование маломерных судов, указанных в п. 1.3 настоящих Правил (кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов), осуществляет ГИМС, а военных и спортивных судов - уполномоченные на то органы соответствующих министерств и ведомств.
Под военными судами в настоящих Правилах понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.
Под спортивными судами в настоящих Правилах понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках).

2.3. Принадлежащие гражданам гребные лодки грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарки - менее 150 килограммов и надувные (безмоторные) суда - менее 225 килограммов допускаются к эксплуатации без регистрации и технического освидетельствования в органах ГИМС с соблюдением их владельцами и лицами, управляющими этими судами, настоящих Правил, других нормативов и требований, обеспечивающих безопасность плавания, охрану жизни людей на воде и охрану окружающей среды.
Пользование на пограничных реках надувными резиновыми лодками запрещается.

2.4. Маломерные суда должны быть зарегистрированы в ГИМС, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее не зарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

2.5. В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» повторная государственная регистрация судна производится в случаях:
1) изменения места жительства (места нахождения) судовладельца либо постоянного места базирования (стоянки) судна, связанных со сменой субъекта Российской Федерации;
2) изменения данных владельца судна;
3) изменения параметров, занесённых в судовой билет, вследствие переоборудования корпуса судна или изменения количества двигателей или двигателя (двигателей) на более мощные.
При изменении места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, а также при замене двигателя (двигателей) на менее мощные или той же мощности вносятся изменения в судовую книгу и судовой билет без оформления повторной регистрации судна (без изменения регистрационного номера).

2.6. Управлять маломерными моторными, парусно-моторными и парусными (с площадью парусов 5 и более кв. метров) судами и другими водными транспортными средствами с механическим двигателем (водные мотоциклы (гидроциклы), катера на воздушной подушке и др.) разрешается лицам, аттестованным экзаменационными комиссиями ГИМС и имеющим действительные удостоверения на право управления маломерным судном.

2.7. Использование водных объектов для плавания маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных - после спада паводковых вод до ледостава. Открытие навигации в прибрежной части моря - 1 мая, закрытие - 30 октября. Об изменении сроков открытия или закрытия навигации в отдельных районах ГИМС информирует население через средства массовой информации.

2.8. На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

2.9. Безопасная скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянки маломерных судов устанавливается Главным государственным инспектором по маломерным судам главного управления МЧС России по Приморскому краю применительно к местным условиям и в соответствии с Правилами плавания по внутренним водам Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 года № 129.

2.10. Разрешения на плавание маломерных судов в период паводка выдаются органами местного самоуправления, а в заповедниках - руководством заповедника.

2.11. При эксплуатации маломерных судов запрещается:
1) управлять маломерным судном: не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического освидетельствования (осмотра); не несущим бортовых номеров; переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация (приложение к настоящим Правилам); с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания; без удостоверения на право управления маломерным судном; в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
2) передавать управление судном лицу, не имеющему удостоверения на право управления маломерным судном, или находящемуся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
3) превышать установленную скорость движения, а также превышать скорость выше разумных пределов при нахождении рядом с другими судами или в опасном для судоходства районе;
4) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;
5) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;
6) нарушать режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
7) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
8) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях (участках водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах (воднолыжник, буксируемый маломерным судном, считается членом экипажа буксируемого судна и, следовательно, все требования по этому пункту относятся и к воднолыжнику);
9) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;
10) перевозить на судне детей без сопровождения взрослых (по одному на каждого ребенка), умеющих плавать и оказывать помощь терпящим бедствие на воде;
11) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, пересекать им курс на
расстоянии менее 0.5 километра, создавая своими действиями помехи судоходству;
12) cбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;
13) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;
14) использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
15) во время движения судна - пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах, раскачивать суда и купаться с них;
16) заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем и курить при этом;
17) выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости или следовать по нему на расстоянии более 10 метров от кромки судового хода;
18) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах;
19) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
20) выходить в море с неисправными радиостанциями ( а также не имеющими 6 и 16 каналы УКВ);
21) принимать на борт и перевозить пассажиров, не значащихся в судовой роли;
22) нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;
23) подходить к российским и иностранным судам, прибывшим из-за границы и не оформленным пограничными и таможенными властями, а также к судам, оформившимся либо оформляющимся к отходу за границу;
24) выходить на прогулочных катамаранах на открытые участки морской прибрежной зоны Приморского края;
25) иметь на борту водолазное снаряжение, не зарегистрированное в установленном порядке, и при отсутствии у лиц, пользующихся этим снаряжением, действительных удостоверений пловца - подводника или водолазных книжек.

3. Обязанности и ответственность судоводителей Маломерных судов

3.1. Лица, управляющие маломерными судами (далее именуются судоводители) на водных объектах, должны иметь при себе и передавать для проверки государственному инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие документы:
1) удостоверение на право управления маломерным судном (моторным, парусно-моторным, парусным, гидроциклом) с талоном к нему;
2) судовой билет маломерного судна (кроме судов, указанных в п. 2.3 настоящих Привил) с отметкой о ежегодном техническом освидетельствовании и годности к плаванию;
3) оформленную в установленном порядке доверенность (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);
4) судовую роль (на судах с экипажем не менее двух человек);
5) лицензию на осуществление предпринимательской деятельности (при использовании судна в этих целях).

3.2. Судоводитель маломерного судна обязан:
1) выполнять требования настоящих Правил, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, Правил плавания по внутренним водным путям, Правил охраны жизни людей на воде в Приморском крае, Правил пограничного режима на территории Приморского края, местных (бассейновых) правил плавания и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей среды;
2) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снаряжения в соответствии с установленными нормами;
3) перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;
4) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;
5) прекращать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки;
6) оказывать помощь терпящим бедствие на воде, сообщать в ГИМС обстоятельства аварийных происшествий с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;
7) по требованию должностных лиц ГИМС проходить освидетельствование на состояние опьянения;
8) выполнять требования должностных лиц ГИМС, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, пограничного режима, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;
9) сообщать в органы ГИМС, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов, а также браконьерства;
10) выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.

3.3. Судовладелец, судоводитель обязан:
в случае кражи или утери судна – незамедлительно известить ГИМС, правоохранительные органы, ближайшее подразделение погранвойск;

в случае аварии, частичного или полного разрушения судна – незамедлительно известить ГИМС.
3.5. Судоводители маломерных судов, иные лица, управляющие этими судами, и должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4. Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов

4.1. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (далее - базы) размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода.
Места размещения баз устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с ГИМС и территориальным управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю.
Границы баз располагаются на расстоянии не менее 200 метров выше (ниже) дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линий жилой застройки.

4.2. Территория базы должна обеспечивать строительство на ней предусмотренных проектом причалов, пирсов, служебных помещений и других сооружений, их техническую устойчивость при длительной эксплуатации, а дороги и подъездные пути - подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу.
Территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте, и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны природы, а также требованиям погранвойск.

4.3. Технический надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов включает проведение ежегодных технических освидетельствований и осуществлению контроля в период их пользования за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на воде.

4.4. Учет баз ведётся в ГИМС.

4.5. Ежегодные технические освидетельствования баз проводятся, как правило, до начала навигации с целью проверки их готовности к пользованию и обеспечению безопасности стоянок маломерных судов.
Конкретные сроки проведения технического освидетельствования устанавливаются ГИМС.

4.6. При техническом освидетельствовании проверяется документация на образование базы, техническая документация, техническое состояние береговых и плавучих сооружений, укомплектованность аварийно-спасательным имуществом и оборудованием, организация и осуществление выпускного режима, обеспечение безопасной стоянки маломерных судов, отсутствие на базе незарегистрированных судов и соответствие количества маломерных судов установленным нормам базирования.

4.7. Результаты технического освидетельствования базы оформляются актом в двух экземплярах, один экземпляр которого передаётся владельцу базы. При соответствии технического состояния базы установленным требованиям дается разрешение на пользование базой, о чем в акте делается соответствующая запись.

4.8. На базах запрещается:
1) стоянка незарегистрированных в установленном порядке маломерных судов;
2) нарушение установленных норм, условий и технических требований для безопасной эксплуатации базы и судов;
3) нарушение установленного на базе выпускного режима.

4.9. Все приписанные к базе маломерные суда вносятся в журнал приписного флота этой базы с указанием бортового номера, типа судна, владельца судна, его адреса и телефона, места стоянки судна на базе, времени прохождения технического освидетельствования на годность к плаванию в текущую навигацию.

4.10. Руководитель базы по согласованию с ГИМС, устанавливает выпускной режим, который должен предусматривать контроль за выходом и возвращением маломерных судов, их исправностью, наличием обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, порядок оформления судовой роли, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.

4.11. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия и инициалы его судоводителя, количество пассажиров, время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, ориентировочное время возвращения, фактическое время возвращения на базу.

4.12. Выпуск маломерных судов с базы не производится в случаях:
1) не предъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и судового билета с отметкой в нем о прохождении ежегодного технического освидетельствования, а судоводителем судна с экипажем два и более человек – дополнительно судовой роли;
2) несоответствия бортового номера судна записям в судовом билете или его отсутствия;
3) отсутствия у судоводителя доверенности на право управления судном (при отсутствии судовладельца);
4) обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация;
5) отсутствия на судне указанных в судовом билете спасательных, противопожарных и водоотливных средств;
6) нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности, неправильного размещения грузов (пассажиров), вызывающего крен или дифферент; наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если оно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;
7) если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судов данного типа;
8) отсутствия на судне, выходящем в море исправной радиостанции с 6 и 16 каналами УКВ.
9) нахождения судоводителя в состоянии опьянения.

4.13. Маломерные суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, должны быть осмотрены с последующей краткой записью о их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в ГИМС.

4.14. Должностные лица, ответственные за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с административным законодательством.

_________________________________________

Приложение
к Правилам пользования водными объектами
для плавания на маломерных плавательных
средствах в Приморском крае, утвержденным постановлением Губернатора края Приморского края
от 25 августа 2006 г. № 121-пг

ПЕРЕЧЕНЬ
НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

1. Корпус судна:
1) имеются свищи, пробоины набора и обшивки (независимо от местонахождения);
2) отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.

2. Рулевое устройство:
1) не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;
2) повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;
3) отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т. п.).

3. Двигатель, подвесной мотор:
1) топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга системы питания.
2) имеется значительная вибрация;
3) отсутствует или неисправен глушитель;
4) повреждена система дистанционного управления двигателем;
5) не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед", "назад", "нейтрально" (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

4. Отличительные огни не соответствуют установленным требованиям Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС) или Правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП) или неисправны.

5. Комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете.

ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ



Hosted by uCoz