|
К выбору плавсредства для сплава надо подойти очень ответственно. Байдарка отпадает из-за габаритов, веса, невысокой устойчивости. Даже её преимущества - малая парусность и большая скорость при сплаве - не так важны. Надувной катамаран предпочтителен для больших групп. Но стоит ли мучатся с объёмным плавсредством в верховьях небольших рек? Сплав всей группой можно осуществить и сцепкой лодок. К тому же большая толпа, ощетинившаяся на перекате удочками, мешающими одна другой, - не совсем то, за чем вы едите. Остаётся великое множество надувных лодок от двухместных до многоместных экспедиционных и рафтов. Наиболее популярными в нашей стране являются гребные лодки отечественного производства (в основном ярославские и уфимские). Это вызвано их невысокой стоимостью, и, в общем, невысоким качеством и отсталостью технологии. Ткань, из которой изготавливаются резиновые лодки, состоит из переплетенного синтетического корда или хлопчатобумажной ткани, которые с обеих сторон покрыты резиной или неопреном. Основными недостатками резиновой ткани является невысокая прочность, высокая вероятность отрыва резины от корда, низкая устойчивость к воздействию нефтепродуктов, ультрафиолетового излучения, истиранию, гниению и плесени. Основным достоинством эластомерных материалов на основе резины является низкая стоимость по сравнению с неопреном или ПВХ, поэтому лодки ярославского и уфимского производства, в которых они используются, достаточно дешевы. Гребные надувные лодки имеют обычно достаточно простую конструкцию. Надувные борта здесь разделены на несколько отсеков, поэтому даже в случае повреждения (прокола) одного из них лодка будет оставаться на плаву. Для удобства гребли, а также, в ряде случаев, для придания корпусу надувной лодки большей жесткости между бортами вставляется жесткая банка (скамейка), остальные сидячие места могут иметь вид надувных подушек. Надувные лодки обычно имеют небольшую осадку, поэтому их удобно эксплуатировать на мелководье. В случае, когда на пути вам попадется непреодолимое препятствие, например водопад, залом и т.д. лодку в большинстве случаев можно пронести по берегу силами нескольких человек. Для серьёзного многодневного маршрута по незнакомой реке понадобится лодка длиной 3 метра с диаметром борта не менее 30 см, имеющая надувное дно, загнутые нос и корму. Лучше всех лодок подходит "Турист-3", а из двухместных "Омега" или "Уфимка". Последняя сделана весьма неплохо, но имеет недостаток в расположении воздушных отсеков (при проколе одного из бортов вы вряд ли останетесь сухими). Если же случится прокол на "Омеге" или "Туристе-3", то, натянув повреждённый борт на себя, даже находясь в лодке с грузом, вы сможете добраться до берега сухими, если не будете паниковать. В лодке всегда под рукой должна быть помпа для подкачки воздуха в баллоны - перепады температуры воздуха сказываются на давлении внутри бортов. Одна из типичных ошибок новичков - перекачка лодки. Накачанная до состояния футбольного мяча лодка теряет способность амортизировать при ударе о препятствия, а вытащенная на берег в солнечный день, может напомнить вам о законах физики резким хлопком и разрывом вдоль борта. Потому так важно научиться определять необходимое давление в баллонах, стравливая или добавляя воздух по мере необходимости. Гребец в лодке сидит как ему удобнее грести, но должен всегда держать ситуацию под контролем, заранее выбирать тактику прохождения опасных мест, вовремя определять перспективность участка для рыбной ловли. И конечно же в лодке должен быть ремкомплект. В него входит проверенный надёжный клей, наждачная шкурка, капроновые нитки с иглой и прорезиненная ткань. Разрывы на резиновой лодке сначала обрабатывают наждачной шкуркой, а потом сшивают встык, прокол иглой делают не менее чем на 7 мм от края разрыва. Затем зачищают и вырезают ножом лоскут резиновой ткани с расчётом перекрытия шва на 3 см с каждой стороны, то есть его ширина должна быть 7-8 см. Поверхности проклеивают согласно инструкции. Столь подробно раскрывается эта тема по той причине, что через день-два после начала маршрута лодка становится единственным средством, способным вернуть вас в цивилизацию. И поэтому за ней нужно ухаживать и дорожить ею, не таскать её волоком по мелям и косам, а переносить, поддерживая за леера и уключины, периодически мыть, удаляя грязь и мелкий гравий. После сплава лодку необходимо помыть и хорошо высушить. Хранить зимой её следует при умеренной температуре. Такие напряжённые режимы эксплуатации, как сплавы, не проходят для лодки бесследно, поэтому надо соблюдать правила ухода за лодкой и её хранения. |